Тяжеловозные породы лошадей

Содержание и уход

Как отмечалось выше, одним из положительных качеств русских тяжеловозов является их неприхотливость. Но, как и другим породам лошадей, им необходимы комфортные условия содержания в конюшнях, полноценный уход и рацион. Рассмотрим подробнее особенности содержания данной породы.

Конюшня

Русских тяжеловозов содержат в оборудованных конюшнях.

При этом должны обеспечиваться следующие условия содержания:

  • размер денника — 3,5 х 3,5 м при высоте потолка в 3 м;
  • сквозняки недопустимы, но в обязательном порядке необходимо оборудовать вентиляцию (наиболее распространена приточно-вытяжная);
  • в качестве поилки можно использовать питьевое ведро или автопоилку (она предпочтительней), но эти устройства должны быть выполнены из нетоксичных материалов (качественного пластика, алюминия, нержавейки);
  • к материалу кормушек предъявляются те же требования, что и к поилкам;
  • автопоилки и кормушки монтируются на определённой высоте (обычно 70-80 см от уровня пола), ведро устанавливают на полу денника;
  • пол обычно обустраивают глинобитный, керамзитобетонный или цементный с деревянным настилом (используется доска 50 мм толщины);
  • в качестве подстилки в денниках используют слой опилок, соломы или смесь опилок и торфа;
  • освещение должно быть 16-часовым интенсивностью 160-200 люкс;
  • зимние морозы лошади переносят без проблем, они могут находиться и в неотапливаемой конюшне, навредить им могут только сквозняки и повышенная влажность. Сильную жару переносят хуже. Поэтому в эту пору необходимы регулярное обмывание или обливание из шланга слегка подогретой водой, практикуется также купание.Чрезмерно длительное пребывание животного под прямыми солнечными лучами в жару может привести к перегреву и тепловому удару.

Уборка и гигиена

В целях профилактики заболеваний необходимо проводить визуальные осмотры лошади и выполнять следующие действия:

  • ежедневно чистить денник, кормушку, поилку;
  • каждый день проводить чистку шерсти лошади, а также расчёсывание её гривы, причём если лошадей несколько, то каждая должна быть обеспечена индивидуальным скребком, расчёской и щёткой;
  • после прогулок или рабочего дня необходимо осматривать лошадиные копыта на предмет застрявших там камушков, сучков и т.п.;
  • нужно регулярно осматривать зубы животного, а при наличии механических повреждений зубов или неприятного запаха обратиться к ветеринару.

Кормление и поение

Как указывалось выше, данная порода отличается неприхотливостью к кормам. Она может длительное время обходиться грубыми (сено и солома) или подножными кормами. Однако рекомендуется регулярно подкармливать русских тяжеловозов и концентрированными кормами.

Лучшими такими кормами считаются овёс и ячмень. Также их можно дополнять зерном кукурузы, но не более трети объёма концентрированных кормов.

Зерновой корм можно заменить отрубями, увлажнёнными до состояния каши. Помимо этого, очень полезными являются корнеплоды, а именно морковь и свекла, которые до засыпания в кормушку необходимо тщательно очистить от грязи и мелко порубить.

Их суточная норма в рационе не должна превышать 10 кг. Наилучшим вариантом кормления русских тяжеловозов в летний период является их выгул на пастбище в сочетании с подкормкой концентрированными кормами. Кроме того, в рацион должна входить соль.

Регламент кормёжки обычно подстраивают в соответствии с хозяйственным использованием лошади. Кормят их до 5 раз в день.

Важно! Русских тяжеловозов нельзя перекармливать — это может привести к ревматическому воспалению копыт и сделает коня неработоспособным. Даже излечившееся животное может в дальнейшем испытывать неприятные ощущения во время движения.. Поят лошадей обычно дважды в день

Однако, в связи с распространением автопоилок, эта практика видоизменилась. В настоящее время многие владельцы лошадей оставляют автопоилки постоянно включенными

Поят лошадей обычно дважды в день. Однако, в связи с распространением автопоилок, эта практика видоизменилась. В настоящее время многие владельцы лошадей оставляют автопоилки постоянно включенными.

Питомцы очень быстро привыкают к наличию постоянного источника воды в конюшне и пьют воду по мере необходимости малыми порциями. Температура воды в поилке должна составлять примерно +20 °С.

Подытоживая, можно отметить, что русские тяжеловозы очень хороши в качестве неприхотливого и выносливого тяглового животного. Но этим их использование не ограничивается: они могут ходить под седлом, улучшать другие породы, быть производителями молока.

Все эти качества заслуженно обеспечили популярность данной породы среди фермеров, в туристическом бизнесе и в других отраслях.

Содержание

Шайрская порода лошадей, несмотря на свой племенной статус, вполне адаптирована к разным условиям содержания. Они не слишком прихотливы в еде, но в связи с крупными размерами нуждаются в просторе и комфортабельных условиях содержания.

Даже жеребенку требуется просторное стойло, защищенное от сквозняков и сырости. Взрослый конь или лошадь нуждается в свободном пространстве для маневрирования.

При подготовке конюшни необходимо позаботиться о поддержании довольно высокой температуры в холодное время года внутри помещения.

Требования к покрытию пола также определены довольно строго. Материалы должны быть довольно крепкими, с учетом массы животного, и не скользкими, даже при контакте с водой или другими жидкостями.

Чаще всего заводчики выбирают керамзит – довольно крепкий, устойчивый ко влиянию биологических факторов (плесени, грибка).

Поверх пола выкладывается подстилка, изготовленная из соломы или опилок, слой должен быть довольно толстым.

Каждое стойло оборудуется поилками и кормушками, созданными из материалов, не обладающих высокой токсичностью. Высота их крепления должна учитывать рост лошади – шайры довольно сильно отличаются от других коней.

При обустройстве конюшни необходимо создать систему освещения, способную создавать поток в 200 люксов и более. Доказано, что при 16 часовом световом дне шайры демонстрируют максимальную работоспособность и даже зимой сохраняют хорошее самочувствие.

Кормление

Каждый хозяин выбирает сам, чем кормить своих питомцев. Все лошади могут содержаться на концентрированных кормах, но наличие сена и травы обязательно.

Шайры ввиду своих больших размеров едят намного больше.

За сутки тяжеловозы съедают 12-15 килограммов сена или травы. А вот концентратов им не требуется, давать их стоит совсем не много. Подкормок для роста вовсе не нужно.

Лучше всего в качестве питательных добавок включать в рацион травяную муку, жмых. Летом такого корма можно давать от 5 до 7 килограммов. Так же ваш питомец будет рад овощам и фруктам – свекле и моркови, яблокам. Чистое питье у животного должно быть всегда.

Уход в конюшне

Уборка в деннике, где содержатся шайры, должна проходить ежедневно. Объемы навоза и других нечистот, что эта порода производит, довольно высоки. Скапливающиеся загрязнения могут негативно повлиять на состояние здоровья лошади.

В процессе уборки удаляется и заменяется часть подстилки, стены регулярно чистятся, поилки и кормушки освобождаются от осадка и налета.

Чтобы поддерживать привлекательный внешний облик лошади шайрской породы, достаточно просто регулярно производить очистку их шерсти специальным шампунем, нанесенным на влажную губку.

Пышные хвост и гриву моют особенно тщательно. Запачкавшиеся фризы на ногах очищают регулярно, как только выявляются следы загрязнений.

Летом частота купаний должна составлять не менее трех раз в неделю с моющими средствами, дополнительно рекомендованы ежедневные обливания водой из шланга.

Влажную шерсть промокают тканью с высоким уровнем впитываемости влаги либо позволяют ей высохнуть на солнце естественным образом.

Чтобы предотвратить развитие мокрицы, рекомендуется часто проверять состояние копыт, очищать их от загрязнений, покрывать опилками в качестве абсорбента. Уход за жеребенком должен быть таким же тщательным, как и в случае со взрослыми животными.

Резюме

Даже если не все знакомы с названием породы лошадей-тяжеловозов, с фотографиями верховых коней их спутать невозможно: сила и стать этих животных стали особенностями их экстерьера. Отсутствие грации эти лошади компенсируют той пользой, которую могут принести в хозяйстве. Сегодня тяжеловозы используются не так широко, как столетие назад, но и для них находится работа:

  • заготовка леса в труднодоступных для техники районах;
  • обработка земли;
  • перевозка грузов;
  • поездки на охоту;
  • работа с группами на занятиях иппотерапии;
  • улучшение генофонда местного поголовья лошадей.

Крупные тяжеловозы используются и как мясные породы.

Спрос на тяжелоупряжных лошадей остается. Селекционеры и заводчики продолжают работать с крупными животными. Такой конь становится незаменимым помощником для фермера. Сегодня из 250 пород лошадей, разводимых на государственных и частных конезаводах, 40 являются тяжеловозами.

Недостатки

Каждому представителю животного мира присущи свои недостатки и изъяны.

  1. Даже то, что эти представители обладают неглубоким корпусом и несколько мягкой спиной не мешают владимирцу обладать лучшей физической формой среди своего подвида.
  2. Слегка приплюснутые ребра не серьезный изъян и способствуют лучшей гибкости и подвижности животного.
  3. Строение тела и физиологические особенности не позволяют двигаться слишком быстро, как, к примеру, резвым скакунам.

Но это и не обязательно, поскольку к представителям данной селекции предъявляются другие требования и подвижность среднего уровня, как раз соответствует его параметрам и индивидуальным особенностям.

Экстерьер лошади

У Советского Тяжеловоза не существует строгих стандартов для выведения, поскольку этот вид не используют на спортивных мероприятиях или парадах. Однако установленные критерии внешнего вида у советского тяжеловоза все же есть:

  • Рост животного обычно достигает 160-170 см в холке, а вес одной особи — до одной тонны.
  • Голова Советских Тяжеловозов средних размеров, рельефная, с хорошо развитыми ноздрями.
  • Уши небольшие, стоят под прямым углом.
  • Профиль чистой породы должен иметь выпуклую форму.
  • Для тяжеловесов характерна короткая шея и мощный корпус.
  • Спина изогнута и заканчивается крепким крупом.
  • Ноги лошади средней длины с ярко выраженными суставами.
  • Копыта невысокие и широкие, с плотной роговой пластиной.

Масть Советского Тяжеловоза не имеет четко установленного цвета. Для этой породы характерны гнедой, буланой, рыжий, вороной и чалый окрас. Допускаются белые отметины на морде. Грива и хвост густые, окрас зависит от линии породы.

Описание породы

Лучшая русская порода внешне сильно похожа на своих иностранных «родителей». Животные получились массивные, заметно превосходящие прочие породы, выведенные на территории России.

Знаете ли вы? В средние века крупных рыцарских лошадей называли «дестриэ», что означает «правосторонний». Существует гипотеза, что такое прозвище лошади-гиганты получили потому, что справа от конного воина всегда находился его оруженосец.

Внешний вид

Мощного красавца можно описывать бесконечно.

Экстерьер породы подан в таблице ниже:

Голова Тяжёлая, в выпирающим профилем.
Шея Широкая, дугообразная, с хорошо сформированной мускулатурой. Посажена высоко.
Спина Мощная, с чётко вырисовывающейся мускулатурой, немного удлинённая.
Корпус Слегка свислый, раздвоенный, наклонённый.
Конечности Длинные, правильно поставленные, хорошо развитые. Отличаются сухостью и густо покрыты шерстью.
Хвост Волнистый, густой, длинный, дотягивается до земли.
Грива Свисающая, волнистая, густая.
Масть Основная — гнедая. Бывает вороная, бурая, иногда с белыми пятнами в зоне ног и головы.
Шерсть Густая, укороченная. Некоторые особи напоминают бархатную игрушку.

Характер

Особенностью владимирских лошадей является сдержанность, дружелюбие и мирное поведение. Причём, такая характеристика касается обоих полов.

К тяжеловозам также относят такие породы лошадей, как першероны, советский тяжеловоз, шайр.

Владимирские тяжелоупряжные кони не противятся упряжке, прекрасно приспосабливаются к местной среде (неплохо чувствуют себя как в городской среде, так и в тихой деревушке), трудолюбивы, выносливы и нетребовательны к среде проживания. Они могут отлично содержаться и в условиях конезавода, и в табуне.

Не пугает тяжеловозов из Владимира и человеческое любопытство — животные охотно идут на контакт с малышами.

Сфера применения

Нынешнее использование породы мало напоминает то, ради чего она была выведена. Лошадей уже не ждут ни пашня, ни телега, которые значительно сокращали век тяжеловесов. Именно современная мода на развлекательные мероприятия, конные походы и спортивную охоту, дали породе вторую жизнь, сделав их значимыми и нужными.

Участвуют представители вида и в дальних походах. Благодаря бесконфликтному и степенному характеру эти гиганты подстраиваются даже к новичкам, которые впервые сели в седло или взяли в руки вожжи.

Коннозаводчики уважают породу за то, что они всегда передают помёту свою недюжинную мощь. Существуют также состязания владимирских троек, которые устраивают в праздники на приватных конюшнях и ипподромах.

Знаете ли вы? Налегке, без багажа, владимирские тяжелоупряжные могут проскакать рысью 1 600 метров за 3 минуты. С грузом они преодолевают дистанцию в 2 км за 5 минут.

С недавних пор гиганты являются частью терапии в реабилитационных и лечебных направлениях. Ведь верховая езда помогает побороть некоторые расстройства и заболевания.

Достоинства и недостатки

Владимирский тяжеловес является одной из наиболее значимых и элитных пород в своей сфере. Даже внешние данные лошадей говорят о наличии у животного огромной силы.

  • Среди достоинств породы отмечают такие характеристики:
  • Прочное и сбалансированное телосложение. Она позволяет с лёгкостью выполнять работы, непосильные человеку.
  • Поразительные природные данные: сила, красота, усердность, энергичность. Такое гармоничное единение свойственно только этой породе.
  • Универсальность применения. Кроме проведения тяжёлых работ, этих лошадей можно задействовать для верховых прогулок.
  • Лёгкий характер. Спокойность и покладистость ценится в скакунах.
  • Длительность эксплуатации. Эффективно владимирских тяжеловозов можно использовать более двух десятков лет.
  • Высокая рождаемость.
  • Хорошая работоспособность. Выполнять работу эти гиганты могут при всяких погодных условиях.
  • Есть у владимирских тяжеловесов и недостатки:
  • неглубокий каркас с плоскими рёбрами и слегка мягкой спиной;
  • посредственная манёвренность и подвижность.

Стоит отметить, что все эти недостатки присущи не всем особям, всё зависит от персональной характеристики.

Общие характеристики

Тяжеловозы – главные помощники в сельском хозяйстве. Породы этих лошадей не имеют отношения к скачкам, верховой езде, показательным выступлениям. Это настоящие труженики, которые выполняют две главные функции: перевозка грузов и участие в пахотных работах. Чем лошади-тяжеловозы отличаются от других пород:

  1. Крупное туловище.
  2. Мускулистые.
  3. Сильные, массивные ноги.
  4. Короткая и толстая шея.
  5. Физически выносливые лошади.
  6. Покладистый характер.
  7. Нетребовательны к условиям содержания.

Интересный факт. В наше время с целью проверить характеристики той или иной породы коневоды организовывают совместные выступления тяжеловозов. В этих мероприятиях лошади-тяжеловозы не демонстрируют грацию – они принимают участия в зрелищных испытаниях. Это могут быть силовые задания на перевозку груза, совмещение демонстрации скорости, силы и выносливости, а также умение преодолевать преграды на трудной трассе – холмы, подъемы, болотца. Такие проверки лошадей выглядят очень экстремально. Поэтому мероприятия с участием коней-богатырей становятся у нас все более популярными.

Применение русских тяжеловозов

Сегодня представители обсуждаемой нами породы используются в разных направлениях. По-прежнему остаётся актуальным их применение в сельском хозяйстве. В сёлах лошадь пашет землю, обслуживает фермы, перевозит дрова, уголь, ёмкости с водой.

Порода используется в сельском хозяйстве и туризме

Вторая сфера использования сильных и красивых скакунов – туризм и досуг. В парках на них катаются дети и взрослые, совершая конные прогулки, а от фото с такими красавцами мало кто откажется. При хорошем уходе русский тяжеловоз выглядит роскошно.

В молочной отрасли эти лошади используются активно. Из их питательного молока изготавливают кумыс, кисломолочный продукт. В России пока не производят сыр из кобыльего молока, который пользуется спросом в Казахстане, но, возможно, вскоре он появится и на прилавках магазинов в нашей стране.

Порода лошадей русский тяжеловоз заслуживает высокие оценки коневодов. Она проявляет прекрасные качества, выделяющие её среди других скакунов – выносливость, трудолюбие, умение приспосабливаться к новым условиям жизни и работы, неприхотливость. Потомки бельгийских арденов – гордость русской селекции.

http://moykon.ru/porodi/186-russkii-tiazhelovozhttp://stroy-podskazka.ru/loshadi/porody-i-masti/russkij-tyazhelovoz/http://fermhelp.ru/poroda-loshadej-russkij-tyazhelovoz/

Условия содержания

Некоторые санитарные нормы содержания жеребцов все же есть:

  • В помещении не допускаются сквозняки, резкие запахи и громкий шум.
  • Уровень температуры и влажности должен быть стабильным вне зависимости от сезона.
  • Денник вычищается ежедневно, а конюшня моется раз в неделю.
  • При смене сезона помещение следует продезинфицировать специальными препаратами.

Одним из обязательных условий содержания этой породы является пастбище, где животные пополняют запасы витаминов.


Уход за лошадями породы Советский Тяжеловоз

Если Советский тяжеловоз используется в качестве тяговой силы, у лошади должен быть четкий режим отдыха и работы. Лошадь, которая трудится на износ, может испытывать стресс, который снижает иммунитет животного.

После рабочего дня жеребцу следует обмывать копыта и вычищать ноздри от мусора. Особенно это касается пород, которые трудятся на лесозаготовках. Гриву скакуну следует расчесывать, иначе в колтунах могут завестись паразиты. Чтобы избежать подобного, некоторые фермеры предпочитают заплетать коням косы.

Несколько раз в год Советского Тяжеловоза должен осматривать ветеринарный специалист. Лошадь должна пройти через обязательную вакцинацию.

Рацион тяжеловоза

Животные этой породы не требуют изысков в еде, однако рацион Советского Тяжеловоза должен быть сбалансирован, иначе жеребец не сможет выполнять работу

Советская тяжеловозная голодная лошадь иногда не в состоянии поднять собственный вес, поэтому кормлению жеребцов уделяется большое внимание

Суточный рацион Советского Тяжеловоза должен содержать такие продукты:

  • Концентрированный корм — 2 кг в день.
  • Чистый овёс — 6 кг в день.
  • Разнотравное сено — 6 кг в день.
  • Сочный корм — 2 кг в день.
  • Ржаная соломенная резка — 0,5 кг в день.
  • Перемолотое льняное семя — 0,5 кг в день.

Не следует давать тяжеловозам солому в чистом виде: этот низкокалорийный корм легко забивает лошади желудок. Перед употреблением овощи следует помыть от земли и порезать крупными кусками. Картофель и свеклу следует отварить, перед тем как давать непарнокопытным.

Не следует давать жеребцам слишком большое количество сочного корма: это может привести к расстройству желудка. Если коней выращивают на мясо, корм должен содержать повышенное количество концентратов. Надо следить за качеством продуктов. Плесень, плохо просушенное сено и непромытые овощи могут стать причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Отдельное внимание следует уделить витаминным и минеральным комплексам. Тяжеловозы обладают большим процентом мышечной массы и без нужного количества кальция в организме у них могут начаться проблемы с опорно-двигательным аппаратом

Существуют медицинские препараты для улучшения костной ткани, однако пополнить запас витаминов можно и следующими продуктами:

  • костная и травяная мука;
  • рыбий жир;
  • жмых.

Советская тяжеловозная, как любая порода лошадей, потребляет большое количество воды. Поилка у животных всегда должна быть чистой и наполненной. Обезвоживание жеребцов способно привести к летальному исходу или инвалидности.

Тяжеловоз-легенда

При упоминании о русских тяжеловозах в памяти невольно всплывает полузабытое ныне слово «битюг». Словарь Ожегова трактует это слово как нарицательное обозначение любого крупного коня, предназначенного для тяжёлых работ, однако данное значение появилось у этого слова уже в наши дни. Дело в том, что битюг был единственным русским тяжеловозом, известным с очень древних времён. История его происхождения теряется в тумане столетий, и мы о ней можем только догадываться. Согласно одной из версий, предками битюга были степные аборигенные кони, которых во времена Петра Первого стали скрещивать с завезёнными при нём голландскими и датскими жеребцами, а впоследствии – с орловскими рысками. Согласно второй, его предками были упомянутые нами древнерусские поводные или сумные лошади. Вполне возможно, что речь идёт об одних и тех же лошадях, существовавших в разное время.

Среди историков и знатоков живописи существует вполне обоснованное предположение, что битюг как лошадь Ильи Муромца изображён на знаменитой картине русского живописца В. М. Васнецова «Три богатыря» (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Не верить этому предположению оснований нет, поскольку известно, что к созданию своих полотен великий художник подходил очень тщательно. В частности, ради создания этой картины он брал для своих натурщиков напрокат одежду древнерусских воинов из запасников Исторического музея и изучал все имеющиеся на тот момент источники по истории и быту Древней Руси. Косвенным подтверждением этой версии может также служить поставленный в Воронеже памятник богатырскому коню, который внешним видом очень напоминает битюга.

Названием же это слово стало лишь в XVIII столетии. Связано оно с местом выведения тяжелоупряжной лошади – долиной одноимённой реки, левого притока Дона, протекающего по территории современных Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. По дошедшим до нас описаниям, русский битюг, которого смело можно назвать пращуром всех российских тяжеловозов, выглядел так.

Описание:

  1. высота в холке до 178 см. После селекции с другими породами – в частности, с рысаками – рост битюга стал составлять 155-165 см.
  2. широкие грудь, крестец и спина.
  3. удлинённый круп.
  4. крепкое и длинное туловище.
  5. сухие, но крепкие ноги с развитыми щётками и плотными копытами.
  6. длинная грива.
  7. волнистый хвост.
  8. основные масти – гнедая и серая. Иногда встречались рыжая и пегая.

Характер

По характеру же, если верить отзывам, это была спокойная, трудолюбивая, добрая, лёгкая в обращении и покладистая лошадь. Битюгов использовали не только для перевозок, но и по примеру древнерусских богатырей для езды верхом. К сожалению, эта лошадь не была свободна от недостатков, к которым относились тонина конечностей и плохо развитый окорок. Некоторые эксперты также отмечают, что у битюга была слаборазвитая как для настоящей тяжеловозной породы спина.

Битюгов выращивали на знаменитом Хреновском конезаводе (Воронежская губерния). Одно время они были столь распространены, что их можно было встретить и в деревне, и в городе, где их называли «ломовая лошадь». Однако к концу XIX столетия они начали исчезать. Одной из главных причин стала распашка степей и связанное с нею сокращение травяной базы, из-за чего владельцы битюгов вынуждены были кормить их неподходящим для нормального полноценного содержания кормом. Кроме того, их кровь разбавлялась и поглощалась при селекции с породами западноевропейского происхождения. В наше время, как мы уже упоминали, от породы осталось лишь нарицательное слово. Правда, некоторые историки и исследователи предполагают, что перед исчезновением битюгов с их помощью сумели вывести новую породу – воронежскую упряжную. Действительно, в её облике есть что-то от полулегендарного битюга.

Битюгов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector